И.С.Тургенев в Москве

 

В жизни и творчестве Тургенева «московская тема» занимает особое место. В Москве прошли его отроческие года; здесь будущий писатель учился; Москва стала свидетельницей его литературных и театральных успехов. В Москве у Тургенева - родственные связи и родовые корни. Здесь истоки многих его произведений и начала литературных знакомств, т. е та литературная среда, в гуще которой Тургенев всегда находился и центром которой был.

Предки Тургенева по отцу и по матери были коренными москвичами. И у Лутовиновых, и у Тургеневых до 1812 года в Москве было несколько домов: на Девичьем поле, в Пушкарской слободе, на Арбате у Сенного рынка и других. В семье сохранялись традиции и обычаи старомосковской знати.

Первый раз Тургенев увидел первопрестольную в возрасте четырех лет в 1822 году; последний - в 1881 году. Свыше пятидесяти памятных мест в Москве связаны с пребыванием писателя.

В отрочестве Иван и его брат Николай учились и жили в Москве. Очень значительным для Тургенева был год учебы в Московском университете – это было время «золотого века университетской республики» (И.А. Гончаров). А на Пушкинских торжествах в 1880 году он стал Почетным членом Московского университета.

Тургеневы жили в Москве по многим адресам: снимали дом в приходе церкви Георгия на Всполье (ныне Б. Никитская, строение не сохранилось); в собственном доме на Садово-Самотечной улице; в Гагаринском переулке; на Сивцевом Вражке; в малом Успенском переулке на Пречистенке. Наконец, более десяти лет – с 1840 по 1850 год (до своей смерти) Варвара Петровна Тургенева снимала красивый ампирный особняк у маркшейдера Н. В. Лошаковского в приходе Успения на Остоженке (ныне д. 37). Дом этот известен как место действия тургеневской повести «Муму» и отмечен мемориальной доской

«Московская тема» в жизни и творчестве писателя неотделима от его философских взглядов.

Доскональное знание своих корней и «родового предания» многое определило в мировоззрении и судьбе писателя. Живя на чужбине, Тургенев, несмотря на весь свой европейский лоск, неизменно оставался русским барином по преимуществу, что всегда отмечали его западные друзья.

Человек для Тургенева невозможен вне исторического контекста. Исторические приметы и реалии не столько передают «местный колорит», сколько становятся ключом к пониманию русского национального характера и, тем самым, к пониманию исторических судеб России. Внимание Тургенева к национальным истокам всегда окрашено глубоко личным чувством и также объясняется во многом его старомосковскими корнями

 Наряду с биографическим, равноправным материалом выставки стала «московская тема» в произведениях Тургенева. Это, в первую очередь, издания тех его романов и повестей, действие которых происходят в Москве: «Накануне», «Первая любовь», «Яков Пасынков», «Пунин и Бабурин», «Несчастная», «Муму». Но почти в каждом из томов Тургенева есть приметы жизни первопрестольной: московские дворики и особнячки, их старые обитатели, места прогулок, и шире – образ домашнего уюта и родовых корней, устоявшегося быта и дружеских встреч, детских и юношеских увлечений и первых любовных переживаний Последнее обращение к «московской теме» - повесть «Клара Милич. После смерти», созданная в 1882 году, - по сути, завершает творчество писателя

В основу экспозиции выставки «Тургенев в Москве» легли материалы Тургеневского музейного фонда и Тургеневской книжной коллекции Библиотеки-читальни.

 

Переход в главное меню